Rich
Бренд Rich создан российской компанией ЗАО «Мултон» в 2001-м году, запущен в производство в 2002-м г. Многомиллионный рекламный бюджет сделал своё дело: торговая марка получила желаемое позиционирование в классе premium и хорошую узнаваемость.
Название Rich в переводе в одном варианте означает «обильный, плодородный», в других — «богатый, состоятельный», «жирный, сдобный». Для сока, в любом случае, название странное, но в контексте позиционирования по-российски, с заморским названием — очень даже уместно.
В России, к сожалению, очень не праздный вопрос, что считать классом premium. Вообще, и в соках в частности. В чём он выражается, кроме цены? В концентрации концентрата на литр жидкости?
В своей заявке на премию «Бренд года / EFFIE 2002» маркетологи Rich в списке целей под номером один пишут следующее: «Запустить новую марку с целью увеличения доли компании в верхнем ценовом сегменте». А, собственно, обоснование претензий формулируется всё тем же бездушным языком денег: «Позиционирование новой марки сока было разработано, исходя из уникальных рациональных преимуществ продукта - упаковка, высокое качество, уникальная рецептура». Далее в тексте упоминаются исследования, выявившие высокие оценки качеству соков «Рич» от потребителей из целевой группы (под которой, вероятно, подразумевались брезгующие покупать какой-нибудь «Фруктовый сад», но которым всё равно особо не с чем сравнивать, кроме J7). Качество, уникальная рецептура, органолептические свойства и т.д. и т.п. Всё это звучит постоянно и беспрерывно, но не говорит потребителю ни о чём, кроме как о высокой цене.
К настоящему времени мысль маркетологов ЗАО «Мултон» эволюционировала до утверждения «В 2002 году компания предложила рынку продукт с новыми для соковой индустрии России уникальными характеристиками — соки Rich. Фактически с появлением нового бренда на рынке появился премиальный сегмент, где Rich занимает уверенные позиции». Круто, что ещё сказать.
Надо отдать должное, дизайн упаковок сока Rich действительно великолепен, рекламные кампании, с точки зрения ремесла, не менее хороши.
Субъективно, сок был очень неплох по первости, и совершенно ничего особенного не представляет собой сейчас. Как и все конкуренты. Но это уже лирика больших городов дремучей страны.
Тему качества пищевых продуктов в России можно развивать бесконечно, но бренд «Рич» — тот самый случай, который доказывает, что особенности бизнеса по-российски определяет не национальность владельцев, а общество потребителей. Дело в том, что ЗАО «Мултон» в своей основе — действительно неплохая российская компания, начавшая свою деятельность ещё в 1995 году, в Санкт-Петербурге (с другим брендом-оборотнем Nico). И выпускаемый ей сок, повторюсь, местами был весьма приличный. Более того, помимо оборотней Rich и Nico, компания опрыскивает лелеем и сердца квасных патриотов: ей принадлежит бренд «Добрый», со всеми его усатыми дедушками и садами-огородами яблочек «без этих ваших химий» (но мои комплименты качеству Rich к жидкостям от этого «родного» дедушки не относятся даже в прошлом).
Вот только в 2005 году компанию «Мултон» купила Coca-Cola. В стратегию которой, судя по вкусовым характеристикам её напитков, давно не входит стремление к качеству в угоду российскому потребителю. Вот где госдеп-паранойя не помешала бы нашим онищенкам! Но увы, миром правит совсем не человеколюбие, а лишь корысть. Кстати, знаменитый во всём мире кока-колавский сок Minute Maid (который обычно довольно хорош был в «МакДоналдсах») на российском рынке сошёл практически на нет.
Комментарии к статье «Rich»